По дорогам России
бегает уже несколько десятков тысяч этих маленьких "эндуристых"
"Пилотов", в основном, за рулем их – молодежь. Горячие головы
и неутомимые руки готовы взять напильники и ножовки, поколдовать над
своими любимцами, чтобы затем, на дороге, всем показать свою спину...
Уже при доводке первых
опытных моторов "Пилота" удавалось снимать более 6 л. с.,
а в техническое задание мокика (для безопасной динамики при обгонах)
заложены 3,5 л. с. То есть, как это ни парадоксально, перед заводом
стоит задача понижения мощности и ограничения скорости. Разработчики
поступили просто: поставили не ахти как настроенный глушитель и задали
такое передаточное отношение трансмиссии, при котором мотор "перекручивается"
после 50 км/ч.
Посмотрим, что же мешает форсировке? Рама у "Пилота" скомпонована
так, что установить настроенный объемный глушитель с большими конусами
невозможно. Поэтому "потолок" форсировки – 4 л. с. Можно было
бы поднять мощность за счет увеличения степени сжатия или оборотов,
но при этом заметно снизится надежность подшипника нижней головки шатуна.
Сейчас реальный ресурс двигателей составляет 10 000 км, и любые работы
по форсировке неизбежно приведут к сокращению общего пробега до отказа
мотора. Кто дорожит своей техникой и бережет каждую копейку, – немедленно
закройте журнал! Остальные могут продолжить чтение...
Основное мероприятие в доводке системы впуска – установка другого
карбюратора с диффузором 14 или 16 мм и подбор главного жиклера с большим
проходным сечением. Делать это надо в последнюю очередь, после работ
с глушителем и цилиндром.
К качеству литья каналов цилиндров и точности их совпадения претензий
нет. Тем не менее повозиться с цилиндром можно было бы. Но без настроенного
выпуска заниматься этим бессмысленно.
Получить прирост мощности проще всего за счет увеличения оборотов
коленвала. Этого можно добиться, подняв на 1 мм высоту выпускных окон.
Для небольшого повышения степени сжатия нижнюю посадочную плоскость
цилиндра подрезают на станке на 0,5 мм (после процедуры заправляйтесь
93-им бензином!). Однако это опять-таки приведет к лишней нагрузке на
подшипник нижней головки шатуна.
Вообще, этот подшипник (кстати, заимствованный от "Минска")
– главный барьер на пути форсирования. Размерность подшипника (диаметр
пальца 16 мм) такая же, как на распространенном в Европе "Дерби",
правда, качество оставляет желать лучшего. При самостоятельном подборе
подшипника по зарубежным каталогам следует заказывать предназначенные
именно для нижней головки шатуна, а не какие другие.
Стоит подобрать добрую свечу. Лучше всего – свеча "Бош"
марки W6BS. Выбирайте магазин, где ее покупаете, и не забывайте посмотреть,
чтобы она была изготовлена в Германии.
А теперь поговорим об основном объекте форсировки – глушителе. Классический
настроенный глушитель (извините за ликбез) – это резонансная система,
состоящая из двух конусов, цилиндрической части и глушащего насадка.
На "Пилоте" же (приоткроем заводскую тайну) глушитель был
спроектирован на кульмане, руководствуясь соображениями эстетики.
Любопытно решили вопрос с глушителем на мотобольном "Пилоте":
в нем рама разрезана на куски и глушитель размещен под седлом. За счет
большего объема резонатора мощность мотора увеличилась на 1 л. с.! Но
это еще не все. Существенно улучшилась тяга на "низах". Так,
мотор принимает нагрузку уже с 1800 об/мин (для сведения: на "Пилоте"
1500 об/мин – еще холостой ход!).
Можно посоветовать следующую доработку: взять резонатор, аккуратно
снять верхний и нижний швы и вварить две пластины шириной около 10 мм.
Увеличившийся таким образом объем резонатора поднимет мощность приблизительно
на половину силы. А если найти хороший иностранный глушитель (на заводе
пробовали от тайваньского мотороллера "Jet 50"), то выстреливать
мокик будет как из пушки. Вопрос в том, каким станет внешний вид?
Увеличив ведущую (или уменьшив ведомую) звездочку, можно дать раскрутиться
мотору и увеличить скорость мокика до 65–70 км/ч. В принципе для существующей
ходовой и тормозов такая скорость будет просто опасна. Понадобится провести
глобальный тюнинг всего мокика.
Кстати, на ЗиДе вынашивается идея создать "полтинник", как
говорят, "без ограничения". Чем же конструкторы предполагают
начинить этот мини-мотоцикл? Прежде всего электростартером, работа над
которым уже идет полным ходом, немецкими подшипниками нижней головки
шатуна и системой раздельной смазки. Высокую мощность обеспечат карбюраторы
"Йиков" и оптимальной формы глушитель (рама будет спроектирована
специально под него). В перспективе мокик оснастят жидкостным охлаждением
и уравновешивающим валом. Реализовать мощность поможет пятиступенчатая
коробка передач, опытный образец которой уже сделан.
Правда, подобная модернизация сразу переведет "Пилот" в
другую весовую категорию, лишит его всех прелестей мокика – и "права"
понадобятся ездоку, и регистрация машины... Но все равно такой мотор
нужен! И мотоспортсменам, и картингистам, да и просто фанатам подобных
"блохариков", способных "делать" на прием более
тяжеловесные тачки...
|